Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие ”.

Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “ сомневаться ”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

        В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,   использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании   которых многие подчас и не подозревают.

         Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.   Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При это, поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

         Познавательный интерес   - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

         При правильной педагогической организации деятельности учащихся, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности, познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника.

         На развитие познавательного интереса школьника и направлена деятельность передвижной лаборатории «Нанотехнологии и материалы» - «Нанотрак» способной подъехать к любому учебному заведению на территории которого имеется ровная площадка размером 10 х 20 метров.

 

         «Нанотрак» это целый учебный комплекс, находящийся в кузове автопоезда, который способен передвигаться и трансформироваться в учебный класс с современным мультимедийным и лабораторным оборудованием Внутри передвижного класса, после трансформации, образуется учебное помещение площадью 41,5 м2, оборудованное по последнему слову техники. Вместо доски и мела, в «нанотраке» экран и мышка, вместо учебных плакатов интерактивные стенды, вместо открытых форточек система контроля климата.

Яркий внешний вид и способность трансформации передвижной лаборатории уже вызывает интерес у окружающих. А научная направленность дизайна автомобиля, ещё до начала занятий, стимулирует желание посетителей по больше узнать о самом автомобиле и о его содержании. Тем самым ещё не услышав, ни слова о нанотехнологиях у школьников, на которых направлена деятельность проекта, уже стимулируется познавательный интерес, хотя они сами об этом и не подозревают.

Сами занятия проходят в непривычном для учащихся формате. Занятие состоит из трёх частей: вводная лекция, демонстрация достижений наноиндустрии, лабораторная работа. Причём лекция может перетечь в беседу и обратно, затем в просмотр видеороликов, а затем в вводный инструктаж и лабораторную работу. Всего в Нанотраке 8 лабораторных работ с соответствующими методическими описаниями в трёх форматах: печатном, электронном и формате видеоролика. Любую из работ школьник проделывает сам, на выбор. При этом учитель вмешивается в ход работы только заметив явные затруднения у выполняющего работу школьника. В такой обстановке у учащегося непроизвольно активизируется познавательная деятельность, так как для получения положительных результатов лабораторной работы он, как минимум, должен изучить ход работы. В свою очередь ход работы вписан в текст об истории и закономерностях изучаемого явления или процесса. А тематика лабораторных работ обладает широкими межпредметными связями с циклом естественных наук изучаемых в школе. Такими как физика и химия. Невольно школьник включается в процесс изучения новых знаний и переосмыслением уже имеющихся.

Так же во время занятий ученики непосредственно работают с интерактивными стендами передвижной лаборатории, как во время урока, так и самостоятельно после занятий. При этом возникает некий «диалог», стенды готовы сами рассказать школьнику о применении нанотехнологий в той или иной области жизнедеятельности человека.

Во время занятий у школьников есть возможность провести ряд экспериментальных работ. Результатом одной из них, «Эволюция микропроцессоров», является фотография, которая напоминает школьнику о посещении передвижного класса.

Для тех учеников у которых появился интерес к тематике занятий, не смотря на непостоянство уроков, предусмотрено дистанционное общение по средствам электронной почты. Общаясь с учениками дистанционно, преподаватели передвижного класса поддерживают развившийся интерес школьников, представляя учащимся всё более и более интересную информацию.

Подводя итог, хотелось бы процитировать слова Президента Российской Федерации, которые он произнёс на заседании Госсовета в Туле 11 марта 2009 году: «Едва ли не самая главная сегодня задача – это создать условия для самореализации молодых людей, причём самореализации на основе творческой, инновационной активности…»